100 лет ЭПРОну: связь поколений морских спасателей. Официальный сайт морской спасательной службы. Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство морского и речного транспорта.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
"ВСЕГДА ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ"
  1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. 100 лет ЭПРОну: связь поколений морских спасателей

100 лет ЭПРОну: связь поколений морских спасателей

Декабрь 15, 2023 Просмотров: 801

МОСКВА. 17 декабря Морская спасательная служба как преемник будет отмечать 100-летие создания Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Именно 17 декабря 1923 года принято считать датой основания ЭПРОН. В этот день был подписан приказ по ОГПУ № 528 и уже номинально существовавшей экспедиции был присвоен ранг флотилии. В состав экспедиции от Морских сил Чёрного моря были переданы спасательные суда и катера, несколько барж, водолазные боты, 40-тонный плавкран. Немногим ранее – с 1 ноября 1923 года был введён в действие подписанный 2 ноября 1923 года приказ ОГПУ № 463, утвердивший штаты организации, которая получила название «Учреждение опытно-научных работ «Экспедиция подводных работ особого назначения на Чёрном море» (сокращённо «ЭПРОН»). Штат экспедиции составил тогда 280 человек. ЭПРОНу было предписано стать хозрасчётной организацией, которая должна была сама зарабатывать средства на своё содержание и развитие.

Экспедиция подводных работ особого назначения – Ордена Трудового Красного Знамени государственная организация особого назначения, в Союзе ССР, занималась подъёмом кораблей, судов и подводных лодок, а также другими подводными работами. Одной из основных функций ЭПРОН являлось проведение аварийно-спасательных операций.

Истоки ЭПРОН берут в решении по созданию подразделения для поиска золота на затонувшем недалеко от Севастополя в ноябре 1854 года английском пароходе «Принц». Золото, требовавшееся для реализации планов развития страны, предстояло найти и поднять с глубин, практически не доступных водолазам. Решение этой сложной технической задачи требовало принятия особых организационных мер.

В этом же 1923 году был подписал приказ о создании «опытной глубоководной партии», которая пыталась производить поиски с помощью жёсткого водолазного устройства – камеры Даниленко, способной опускаться на глубину до 72 м. Золото, поиски которого продолжались в течение двух лет, найти не удалось, но уже в самом начале этих работ стало очевидно, что на морском дне находится достаточно большое количество затонувших материальных ценностей, подъём которых может оказаться экономически выгодным. Поэтому идея создания государственной структуры, специализирующейся на судоподъёме, нашла широкую поддержку.

ЭПРОН до 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Народному комиссариату путей сообщения, в 1936 году – Наркомату водного транспорта, в 1939 году – Народному комиссариату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан в состав ВМФ Союза ССР и в 1942 году экспедиция преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ.

И только 23 августа 1956 года было издано распоряжение Совета Министров Союза ССР №5128-р, согласно которому выполнение судоподъемных, подводно-технических и спасательных работ для всех гражданских ведомств было передано новой службе в рамках Министерства морского флота СССР. Главное управление морских путей, судоподъемных и подводно-технических работ (Главморпуть ММФ) с 1 января 1957 года начало создавать ЭО АСПТР во всех регионах СССР.

За 67 лет своего существования правопреемник ЭПРОН – Морспасслужба претерпела ряд структурных и организационных изменений, но сохранила и приумножила статус национальной морской спасательной организации.

Понять философию водной стихии, применять знания, накопленные человечеством, уберегать людей от страшных экологических катастроф и гибели на воде способны лишь профессионалы, вооруженные современным оборудованием, технологиями и специализированным флотом. Морская спасательная служба России – именно такой профессионал.

ФГБУ «Морская спасательная служба» – это единый экипаж единомышленников разных специальностей, для которых водная стихия, подводные глубины давно стали платформой постоянного развития.

Морская спасательная служба подведомственна Федеральному агентству морского и речного транспорта Министерства транспорта России. Девять филиалов по всей стране от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Астрахани. За последние годы Морская спасательная служба провела десятки уникальных операций, специалисты и инженеры внедрили новейшие технологии, оборудование. На вооружение учреждения приняты самые современные суда, позволяющие решать задачи любой сложности.

Спасательные, пожарные, исследовательские и суда специального назначения – всего порядка трехсот единиц насчитывает флот Морской спасательной службы. Их современная комплектация полностью соответствует задачам, которые стоят перед специалистами службы. Суда снабжены новыми системами навигации и техническим оборудованием, отвечающим современным требованиям. Лицензии и сертификаты соответствия для выполнения работ и оказания услуг позволяют Морспасслужбе выполнять весь спектр задач на воде и под водой, а также обеспечивать работы на шельфах.

Специалисты Морской спасательной службы России способны оперативно и эффективно помочь в чрезвычайной ситуации на море, предотвратить бедствие и экологическую катастрофу. Ежедневно на аварийно-спасательное дежурство заступают более сорока судов Морспасслужбы.

Оправданную гордость для сотрудников Морской спасательной службы представляют проведенные океанские и морские буксировки. В багаже организации сотни уникальных сложных и опасных операций. По оценке профессионального сообщества, Морспасслужба в этой нише занимает лидирующее место в России.

Водолазы Морспасслужбы – особая категория, особая каста. Работа водолазов Морспасслужбы каждый раз сравнима с выходом в открытый космос. Удивительные мужество и профессионализм позволяют им ежедневно опускаться на глубину и не просто там находиться, а выполнять самые сложные технические задачи.

Более 100 высококлассных водолазов Морской спасательной службы, ежедневно опускаются под воду. Большинство из них имеет сертификаты специализированной Международной морской ассоциации морских подрядчиков. Водолазная служба оснащена современными водолазными судами, специализированной техникой, судовыми и контейнерными водолазными барокомплексами и снаряжением.

Чем дальше человек пытается постичь глубины мирового океана, разгадать загадки морей, тем активнее развивается техника, призванная помочь в реализации сложных проектов. Робототехника Морской спасательной службы решает задачи там, где человек бессилен. К примеру, аппараты ТНПА способны обследовать подводные скважины, пробуренные ранее на глубинах до трех километров. Это лишь малая толика всего перечня операций, который выполняют специалисты водолазной службы. Готовят пилотов-операторов ТНПА в Учебно-тренировочном центре организации.

Современный потенциал Морспасслужбы позволяет создавать новые гидротехнические сооружения, проводить ремонт причалов и пирсов на море и на внутренних водных артериях страны. В активе службы – участие в строительстве подводных трубопроводов, при котором предусмотрено детальное исследование дна водоема и изучение геологических процессов, включающих анализ сейсмической активности и погодных условий.

Морская спасательная служба имеет собственный учебно-тренировочный центр для комплексного обучения работников. При проведении практических занятий используются современные практические тренажеры – кабина вертолета, спасательные шлюпки и плоты. Эти тренажеры позволяют создавать условия реальных чрезвычайных ситуаций. Сертификаты, которые получают слушатели в учебном центре Морспаслужбы, признаются всеми компаниями нефтегазовой отрасли мира, осваивающими шельфовые разработки.

Ежегодно флот Морской спасательной службы пополняется новыми судами различного назначения. Сегодня 16 новых судов различных модификаций строятся для Морспасслужбы. Всего в ближайшие несколько лет на вооружение флота учреждения будут приняты ещё более 30 судов суммарным водоизмещением свыше 60 тысяч тонн.

Из 100 лет истории создания Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) почти семь десятков лет принадлежит истории Морспасслужбы. Эти годы сделали учреждение не старее, а богаче. Многолетний опыт, квалификация сотрудников, современная техника позволяют двигаться вперед. Сегодня Морская спасательная служба надёжно обеспечивает готовность к ликвидации последствий ЧС на всех морских бассейнах, а также – это новые рынки услуг, расширение компетенции по всем направлениям деятельности, наращивание сил и развитие научного потенциала, развитие традиций упорного профессионального труда и смелых инженерных решений.